ПРИКОРМКА И ЗАПАХ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД?
Современная поплавочная или фидерная рыбалка не обходится без применения прикормки. В свою очередь, большинство составов изначально насыщаются производителем каким-то запахом, а то и сложным комплексом ароматизаторов. Но нужен ли запах рыбе, чувствует ли она его? Может быть, это всего лишь маркетинговый ход, чтобы привлечь не рыбу, а самих покупателей. Отчасти, да…
Фото: Анатолий Маилков.
В настоящее время известные издавна привлекающие вещества на основе различных масел прочно вошли в арсенал рыболовов-практиков.
Изготовителями рыболовных товаров создана целая индустрия по производству как индивидуальных, так и композиций таких веществ.
При этом применяются они рыболовами не только в чистом виде, но также в качестве компонентов в состав прикормок и привад вводят продукты, содержащие как тяжелые, так и летучие масла: жмыхи (конопляный, подсолнечный, льняной, рапсовый), прожаренные и измельченные семена конопли, подсолнечника, льна, рапса.
Автор при ловле леща на Волге с успехом использовал в прикормке измельченные побеги укропа и листья черной смородины. Особенно эффективно это было в жару.
Также если в коробку с червем положить дольку чеснока, то на червя с запахом чеснока карп и карась начинали брать гораздо активнее, влияло это и на окуня.
У современных рыболовов выбор ароматизаторов существенно расширился за счет применения новой группы веществ.
Это химические эссенции: яблочная, грушевая, барбарис, банановая, ананасовая, малиновая, клубничная, смородиновая и др., а также эссенции, имеющие аромат какао и ванили. Конечно, с успехом используются как какао-порошок, так и кристаллический ванилин.
В настоящее время рыболовы, особенно спортсмены, активно работают над применением различных прожаренных и измельченных орехов (арахис, фенхель, миндаль) в качестве активных добавок к прикормке и насадке.
Некоторые пряности (корица, кориандр и др.) в небольших количествах также с успехом используются в различных прикормках.
Механизм действия ароматизаторов на рыбу недостаточно изучен. Скорее всего, большинство из них, имеющих резкий запах, создают в воде имитацию увеличения растворенного в ней кислорода, как бы «освежая» ее.
Замечено, что рыба при своем движении перемещается в направлении от зон с минимальным содержанием привлекающих веществ к зонам с максимальным их содержанием, быстро находя место на дне, где лежит прикормка. Таким образом, можно сказать, что пахучие добавки «задают» рыбе направление движения.
Другой момент, на котором следовало бы остановиться, это необходимость внести некоторую ясность в то, почему рыболовы применяют такое большое количество различных по своей природе ароматизаторов и продолжают поиски новых веществ, пригодных для этой цели.
Это связано с поведенческой стороной в жизни рыбы, в частности с жесткой избирательностью при движении в поисках корма.
Что это такое, можно понять на следующих примерах: в широких медленно текущих реках рыба концентрируется в узких местах, на быстринах; в глубоких водоемах кормится на мелководьях; в заросших водоемах ищет чистые места, и наоборот.
То же самое получается, когда сидящие на берегу недалеко друг от друга рыболовы с помощью прикормки создают достаточно протяженную искусственную кормовую площадь.
Допустим, что все удильщики, кроме одного, в качестве ароматизатора прикормки используют анисовое масло, а один рыболов — укропное масло. Понятно, что в этом случае возникнет однородное «поле запаха», к которому будет подтягиваться рыба и распределяться равномерно по всей площади кормления.
Но постепенно, по мере накопления рыбы в зоне ловли, прикормка, имеющая запах укропа, сыграет роль особенности, задающей рыбе направление перемещения на однородной площади запаха.
Рыбалка у рыболова, применившего укропное масло, будет гораздо успешнее, чем у сидящих рядом конкурентов, и не потому, что этот аромат лучше аниса.
Но это в идеале, что подразумевает равенство всех прочих условий. Реальная картина намного сложнее.
Например, в условиях соревнований, когда велика конкуренция между рыболовами и сильно давление на рыбу, спортсмены применяют сложнейшие композиции привлекающих веществ, сообразуясь с собственным опытом и знанием конкретного водоема.
У рыболовов, кроме этого, составы, консистенция и качество прикормок значительно различаются. Поэтому реально может возникнуть несколько локальных областей повышенной концентрации рыбы.
К использованию большого числа привлекающих веществ следует относиться осторожно. Не все они совместимы друг с другом при одновременном применении. Может случиться так, что два или несколько ароматизаторов, по отдельности хорошо привлекающих рыбу, вместе могут сработать в качестве репеллента. Это одна сторона.
С другой стороны, некоторые рыболовы применение привлекающих веществ доводят до абсурда, вводя их в прикормку или насадку в таком количестве, что вызывают бегство рыбы. Необходимо помнить, что, например, эфирные масла и фруктовые эссенции являются концентрированными химически активными веществами.
Непомерное их использование может вызывать у рыбы химический ожог жабер, глаз или слизистой полости рта, и тогда она, покидая опасный участок, будет издавать сигналы тревоги, отпугивая объекты ловли не только у данного рыболова, но и у рядом расположенных соседей.
Оптимальное количество привлекающих веществ в прикормке или насадке зависит от большого количества факторов: время года, вид, плотность и активность рыбы, тип водоема, наличие конкурентов, качество воды и сила течения.
Для каждого водоема и определенных условий ловли на нем количество и композицию из добавок рыболов должен определить самостоятельно в результате личных опытов и опроса своих товарищей. Такие исследования необходимо систематически записывать, а затем анализировать.
Для водоемов средней полосы норма применения широко известных ароматизаторов сложилась примерно следующая — в расчете на 1 кг насадки или прикормки: тяжелые растительные масла — 1-3 столовых ложки; легколетучие эфирные масла — 3-4 капли; фруктовые эссенции — 5-10 капель; кристаллический ванилин — до ¼ чайной ложки; какао-порошок — 1-2 столовые ложки; орехи — до 100 граммов.
По совместимости ароматизаторов между собой есть такие наблюдения: эфирные масла плохо совместимы с фруктовыми эссенциями; тяжелые масла, ванилин и какао хорошо совместимы как между собой, так практически со всеми другими добавками, причем как вместе, так и по отдельности.
Наконец, если рыболовам не безразлично экологическое состояние водоемов, все более «осаждаемых» любителями рыбалки вблизи крупных городов, они должны понимать, что применение в ничтожных количествах активных привлекающих веществ ведет к значительному уменьшению объемов бросаемых в воду прикормок и привад, которые зачастую не поедаются рыбой, лежат на дне, закисают, портят водоемы.
ПОИСК И ПОЗНАНИЕ
В заключение хотелось бы сказать, что правильное, осмысленное применение пахучих привлекающих веществ для рыбной ловли уже само по себе является интересным в познавательном плане делом, кроме того, открывающим широкие возможности для дальнейшего совершенствования мастерства любого рыболова.
Фото: Анатолий Маилков.
|
Поэтому передовые рыболовы, которых в любимом деле привлекает не только созерцательная сторона, продолжают идти все дальше в поисках новых групп веществ, благотворно влияющих на кормовую активность объектов ловли.
В настоящее время известно и успешно опробовано большое количество экстрактов и вытяжек как растительного, так и животного происхождения. Применение их широким кругом рыболовов сдерживается отсутствием необходимых объемов промышленного производства таких веществ, их высокой ценой.
Простую вытяжку может сделать сам рыболов прямо на водоеме, раздавив некоторое количество мотыля в банке с водой, а затем этот розовый по цвету раствор использовать при разведении прикормки.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий