СУДАК И ГОЛАВЛЬ НА ТЮЛЬКУ, НА ИГРУ

В последние годы по Волге распространилась ловля судака на блесны и балансиры с подсадкой тюльки. На тройник насаживают иногда аж по три куска этой рыбки. Появляются и новые судаковые снасти, например, казанские "мормоблесы" и "бокоплавы" – и тоже с тюлькой. Безусловно, добавление к снасти натурального компонента привлекает хищника. Но создается ли при этом гармония в тандеме "железка" и насадка? Не портят ли они "игру" друг другу?
49-судак-1.jpg
Можно ли сделать так, чтобы "железка" и насадка не мешали друг другу, а дополняли друг друга? Еще в "килечные" времена я начал в прямом смысле слова пришивать кильку к джиг-головке ниткой с иголкой – чтобы груз и рыбка представляли собой одно целое, чтобы вся снасть по мановению руки вела себя у дна как живая.
Самое простое – использование обычной джиг-головки. Иголку с двойной ниткой и узелком на конце я пропускаю в кольцо джига и затягиваю конец нитки на кольце. Накалываю тюльку в районе хвоста на крючок джиг-головки таким образом, чтобы кончик ее носа касался кольца джига. Пропускаю нитку через глаза тюльки, натягиваю (но при этом не рву рыбку) и завязываю узел на кольце джига. Прокалываю позвоночник тюльки иголкой с ниткой в 1–1,5 см от глаз и снова завязываю узел на кольце, излишек нитки отрезаю. Снасть готова. Осталось только прикрепить ее застежкой с вертлюжком к леске. Фото 1.
49-судак-11.jpg
В лунке снасть в сборе висит под углом 5 градусов, как надлежит балансирам. При игре она и ведет себя почти как балансир: видно, что после подброса на 10 см она делает рывок вперед примерно на такое же расстояние – этому способствует вынесенное назад "крыло" из тела рыбки. А при "мормышении" снасть слегка покачивается, изображая уставшую, легшую на бок, еле шевелящуюся рыбку (стараюсь, чтобы ее движения походили на "настоящие").
Данная снасть хорошо "играет" и довольно уловиста (на нее в декабре-январе этого сезона было поймано два десятка судаков и пять голавлей). Тюлька сидит прочно, не срывается даже при неудачной подсечке (когда судак как скальпелем снимает кожу с хвоста, не сумев оторвать сам хвост).
Позже я сделал некоторую доработку джиг-головки (чтобы тюлька не разбалтывалась на загибе крючка и сидела на нем более естественно). Из жести от консервной банки вырезал полоску и припаял к джигу. Фото 2.
49-судак-12.jpg
На таком доработанном джиге удается плотнее прижать хвост тюльки к цевью крючка. Фото 3.
49-судак-13.jpg
Использую я и другие "ракеты-носители". Верхняя на Фото 4 магазинная джиг-головка после подброса идет вперед с подъемом передней части. Две нижние снасти – самодельные. Они в основном повторяют форму казанского "мормоблеса", только вместо тройника (он мешает полету) я припаиваю одинарный крючок. Я называю эти самоделки "планерами" – они похожи на крыло самолета или планера.
49-судак-14.jpg
Заготовки вырезаны из листового свинца толщиной 2 мм, передняя часть снизу огружена напайкой оловянно-свинцового припоя (при этом профиль снасти повторяет профиль крыла самолета). При напайке слежу за правильной подвеской снасти – нос должен быть слегка приподнят. Сами крылья имеют размеры 52х20 мм и 42х18 мм и вес соответственно 16 и 13 г. Для таких самоделок применяю крючки "Атеми" №1 (их размеры 35 х 12,5 мм, толщина 1 мм). Они отлично заточены, достаточно тонкие: хорошо протыкают хрящеватую пасть рыб при подсечке – сходов в эту зиму на эту снасть не было.
Работу снасти проверял в ванне, а также в лунках: при легком подбросе "планер" уходит далеко вперед, давая фору многим балансирам. Снасть уловиста, поклевки на нее чаще с ударом в руку (думаю, потому что она более активна при подбросах).
Снасть привлекает игрой, запахом и естественным цветом рыбы. Поэтому как покупные джиги, так и самоделки не крашу – считаю, что они должны "оставаться в тени" – не привлекать к себе внимание хищника. Тогда как сама тюлька своим естественным серебристым цветом "вызывает огонь на себя" – ее видно в лунке на глубине до двух метров – наверное, и у дна судак хорошо видит ее. Считаю, производители раскрашивают снасти не для рыбы, а для покупателя-рыболова. Хотя признаю – вещь должна выглядеть эстетично.
Я использую джиги весом от 5 до 25 г. На джиги 7–15 г креплю рыбки длиной 4,5–6 см, на "планеры" (они побольше) – самые большие рыбки. Фото 5. Вдетые в иголки нитки я заранее готовлю дома (нитка 80 см, вдвое получается 40 см, на конце – узел). Храню запас ниток (7–8 штук) на плотном листе поролона (чтобы на рыбалке поролон не унесло ветром, он привязан к коробке шнурком). На день рыбалки достаточно 15 тюлек.
49-судак-15.jpg
Далее я хочу остановиться на устройстве моей судаковой удочки (чтобы появилось представление о всей снасти в целом) и уж затем перейти к тактике поиска мест обитания судака и голавля и способах проводки снасти.
Устройство удочки
Удильник использую телескопический. Фото 6.
49-судак-16.jpg
Его длина от тюльпана до конца комля – 66 см. Такая длина позволяет хорошо играть снастью, сдавать леску при сильном течении и делать резкую подсечку. Удильник жесткий – прогиб кончика при подвешивании к тюльпану груза 0,5 кг составляет 7 см. Жесткость удильника при ловле судака и голавля очень важна – он должен обеспечить уверенный прокол крючком хрящеватой пасти рыбы при резкой подсечке.
Кивок изготовлен из плоской "часовой" пружины 1,5х0,2 мм, выдвинут от тюльпана примерно на 5 см, прогиб вниз от горизонтали под весом джига и влиянием течения составляет от 45 до 60 градусов. Фото 7.

49-судак-17.jpg
В конец кивка вклеен яркий оранжевый шарик (пулька от детского пистолета), хорошо видимый при разной освещенности. Кольцо на конце диаметром около 5 мм – при намерзании льда оно легко очищается двумя пальцами. Для крепления кивка не надо снимать тюльпан – кивок пропущен в отверстие выше кольца тюльпана и далее ниже хлыстика. Надежность крепления к хлыстику и возможность регулировки длины спуска обеспечивается так. Два кусочка белого кембрика длиной 15 мм разрезаны вдоль и плотно примотаны изолентой после пропуска через них кивка. Для регулировки длины кивка достаточно сдвинуть правый кембрик к тюльпану – за счет конусности хлыстика кивок освобождается. Важно, что вся конструкция кивка легко входит во второе колено удильника при его складывании, это хорошо видно на фото 1. Кивки, изготовленные из трубочки, не признаю – они забиваются льдом и не так играют, как надо при нежном мормышении.
Катушку применяю пластмассовую с металлической ножкой. Такая ножка обеспечивает достаточную прочность (при поклевке приходится бросать удочку на лед), а пластмасса не холодит руку на морозе. Рабочий диаметр моей катушки 45 мм, щечек 65 – это вполне устраивает, хотя можно взять диаметр и на сантиметр побольше.
К основанию катушки изолентой примотано кольцо для пропуска лески – оно не дает леске произвольно слетать со шпули и создавать "бороду", когда во время поклевки надо быстро положить удочку на лед. Кольцо надо придвинуть как можно ближе к шпуле. Фото 8.
49-судак-18.jpg
Во время ловли снимаю катушку со стопора, придерживаю ее от вращения большим пальцем за одну из ручек. Делаю это на случай резкой поклевки – чтобы при необходимости быстро дать слабину леске.
Леска диаметром 0,25 мм вполне достаточна для резкой подсечки и вывода судака-трешки. Она еще ни разу за четыре года меня не подвела (периодически проверяю, нет ли на леске заусенцев – в таком месте возможен обрыв).
Я привязываю (вернее, прицепляю к вертлюжку с застежкой) только одну снасть – с одним крючком. "Подвески", расположенные выше на 20–30 см, мешают игре основной снасти и зацепляются за лед при вываживании рыбы – я их не применяю.
Использую я и импортную удочку с кивком над тюльпаном. Она при малых габаритах хорошо показывает поклевку и обеспечивает резкую подсечку. Удобный стопор позволяет вовремя сдать леску при рывках рыбы. На этой удочке я поставил флюорокарбоновую леску также 0,25 мм.
Тактика поиска и техника
Я использую несколько способов выбора места ловли. Первый (и самый удачный, безотказный) – на околобереговых свалах. Это обычно места в 20–30–40 метрах от выраженного крутого берега. Хорошо, если выше по реке метрах в 20–40 есть небольшой мыс – здесь и под водой подобный мысок-свал – течение несколько тише, оно подкручивает, на дно оседает корм для белой рыбы – пищи для хищника. Из практики, при береговом свале с 3 до 11 метров лучший клев как судака, так и голавля происходит на глубинах 5,5–7 м. На Фото 9 – место двойного подводного свала (от берега и сверху вниз), найденное по береговым признакам, лунки просверлены в 3–4 метрах одна от другой перпендикулярно берегу.
49-судак-19.jpg
Второй способ – на больших (в гектары) плоских площадках при постоянной глубине (на широкой Волге или водохранилище) от 6 до 11 метров. Стараюсь найти ямку или бугорок с хотя бы на полметра отличной глубиной. Облавливаю такую ямку или место ниже по течению от бугра. 17 января ниже Фокино судак-полторашка был пойман именно в таком месте.
Третий способ – на также довольно плоских площадках в местах, где буквально на нескольких метрах течение переходит от сильного к слабому – так называемая граница смены течения. Интересны и места, где ловят леща и густеру – возле "базаров" (например, под Безводным, у левого берега ниже затона им. Калинина или ниже Бармино, или у Лысой Горы). Безусловно, это еще и ранее проверенные уловистые места (которые непременно заношу в навигатор). Как правило, на проверенных местах всегда удается быть с уловом.
В заинтересовавшем меня новом месте я сверлю поперек течения три-пять лунок. Облов начинаю со средней (хоть и беру с собой эхолот, чтобы уточнить рельеф дна, иногда просто не хочется тратить время на его использование). И зачастую рыба клюет именно в первой лунке.
Проводку осуществляю несколькими способами, а темп ее зависит от активности рыбы. При активной рыбе (в декабре, по первому льду), мормышение делаю резче, подбросы – чаще. В январе – очень осторожно, медленно, плавно, подбросов почти нет. Планером мормышу вверх на 20–30 см, а затем делаю сброс – планер уходит далеко по горизонтали, при поклевке – сильный удар в руку. Похоже, судаку надо развить большую скорость, чтобы догнать добычу.
Опустив снасть на дно, делаю несколько плавных шевелений, чтобы поднять муть. Приподнимаю на 5 см. Начинаю мормышить с частотой около 1 колебания в секунду и амплитудой 5 мм на одном месте или с подъемом на 25–30 см за примерно 20–30 секунд. Вниз также, в основном, мормышу. Стараюсь, чтобы снасть постоянно была в движении.
Подбросы делаю на 5–10 см, иногда на 15–20 см. После них – пауза секунд около пяти. Реакцию определенной снасти на такие подбросы проверяю в ванне и стараюсь обеспечить естественное ее движение.
При поклевке делаю резкую подсечку удильником, а затем несколько "контрольных" подсечек руками, вытаскиваю рыбу, не допуская слабины лески. Именно поэтому у меня в этом сезоне не было сходов (кроме одного – сам виноват – принял поклевку крупного голавля за зацеп и подумал, что резкая подсечка грозит потерей снасти). Кстати, всегда беру с собой хороший, тяжелый отцеп с большим кольцом – он не раз помогал спасти приманку.
Статистика и выводы
Третью зиму ловлю практически только хищника. Приведу некоторую статистику за прошедшие декабрь и январь. На данную снасть я ловил от Кстова до Лысой горы. За это время не было ни одной пустой рыбалки. Большая часть улова (как судаков, так и голавлей) была получена на свалах у берега. Однако более крупная рыба – на более или менее плоском дне ближе к фарватеру. Судак ловился как на твердом грунте (по эхолоту и по ощущению удара снастью о дно), так и на песчаном и илистом.
Уловы были чаще на среднем течении (при этом применял джиги и "планеры" весом около 15 г – самый уловистый вес). Поклевки в лунке происходили практически на первой-второй минуте. Отсюда сделал вывод, что главное – найти хищника – судака надо "стукнуть по носу" – конечно, не в буквальном смысле, а в смысле попасть в его личную зону безопасности – думаю, в радиусе сантиметров 50 от него. Для этого больше 5–7 минут на одной лунке не задерживаюсь и облавливаю как можно больше интересных мест. Но если в какой-то лунке ранее были поклевки, через некоторое время возвращаюсь к ней.
Большая часть рыб была поймана не с первой поклевки: похоже, судак сначала просто толкает тюльку. Но всегда (за исключением только одного случая за эти два месяца) удавалось побудить хищника на повторную (успешную) поклевку. В одном случае судак откусил хвост тюльки – я тут же опустил снасть "как есть" – с небольшим остатком рыбки – и судак был пойман. Массового клева – с одной лунки более двух рыб – я не наблюдал. Больше поклевок было на мормышение, меньше – на подброс. На подброс поклевки были чаще в декабре.
Судака в оба месяца было поймано примерно поровну. Голавль оказался более активен в декабре. Он присутствовал в моих волжских уловах от Кадниц до Просека. Но, возможно, его ловят и выше, и ниже этих мест. Его поклевки также были на свалах и на плоских местах на середине русла. Фото 10.
49-судак-191.jpg
Поклевка голавля при мормышении ощущается, как зацеп за что-то "плавающее, но затонувшее" – будто зацепил и поднимаешь затопленную корягу. В таком случае я все равно делаю резкую подсечку.
Лучше и чаще судак и голавль ловились до 12.30. Затем наступал час обеда – а вернее, "не обеда" хищника. И значительно меньше поклевок было после 13.30.
Большее количество поклевок было при достаточно тяжелой снасти – когда леска уходила в лунку почти вертикально (под углом не более 10–15 градусов от вертикали), а снасть при ослаблении натяжения лески увлекалась течением слабо. Если снасть легко увлекалась течением, а особенно когда дно по кивку почти не ощущалось, поклевок почти не было.
Подводя итог, отмечу, что за данный "отчетный период" были найдены новые уловистые места – их я отмечаю по береговым ориентирам и по расстоянию (в шагах) до берега или занесением в навигатор. Приобретен новый опыт, который, как известно, лишним не бывает.
Источник →

Комментарии

Популярные сообщения