КОШАЧИЙ ГЛАЗ». ЧТО-ТО НОВЕНЬКОЕ ИЛИ РЕМЕЙК ГВОЗДЕШАРИКА


Каждый год в преддверии зимнего сезона витрины магазинов пестрят от изобилия выставленных на них блистеров с всевозможными мормышками. Думаю, еще не было такого, чтобы перед открытием сезона в продаже не появилось чего-то нового. С насадочными мормышками все просто: стандартные из года в год формы “шариков”, “капелек” и т.п. А вот в отношении безмотылок творческий процесс никогда не стоит на месте. Я всегда, пополняя запас проверенных в деле мормышек, обращаю внимание на новинки – в поиске той самой-самой, заветной, которая будет ловить везде и всегда, и только ту рыбу, которую мне надо. Как правило, уйти без пары-тройки ноу-хау из магазина никогда не получается. Часто новые мормышки не показывают каких-либо выдающихся результатов и после безуспешного сезона раздариваются друзьям и знакомым – менее искушенным рыболовам. Но одна прошлогодняя новинка меня очень порадовала, о ней, собственно, и хочу рассказать. Впервые о мормышке “кошачий глаз” я услышал еще осенью. Устоять перед соблазном не смог – и нашел-таки в одном магазине эти мормышки. 

Знакомство 

В предыдущих двух сезонах фаворитами среди безмотылок у меня были гвоздешарики, регулярно показывающие хорошие результаты. Их “рекламировать” я думаю даже и не стоит, этот “бестселлер” стал известен далеко за пределами нашей области и пользуется большой популярностью у поклонников зимней рыбалки. При первом знакомстве с “кошачьим глазом” (далее КГ) меня посетили двоякие чувства. С одной стороны, 

35-92-2.jpg
новая мормышка похожа на проверенный временем гвоздешарик, наверняка на нее будет что-то ловиться; с другой стороны, зачем мне разводить кучу однотипных обманок в мормышечнице? Но какое-то внутреннее чутье заставило меня все-таки купить парочку КГ на пробу. 
  С наступлением морозов начались мои первые рыбалки со льда и тест-драйв новых мормышек. Первые выезды не выявили в этой мормышке ничего сверхъестественного. Рыба на нее, конечно, ловилась, но не лучше, чем на проверенных “ветеранов”. Я очень люблю зимой ловить сорогу на безмотыльные снасти, и мормышки подбираю соответствующие. Но никакого преимущества КГ в ловле сороги поначалу не давал. Очередную попытку разловить новинку я предпринял уже в начале января.   Поехали мы на одну из многочисленных рек, впадающих в Горьковское море. Средние глубины в ней небольшие, метр-полтора. По ощущениям хорошая рыба в месте лова была, но клевать категорически отказывалась. Причиной, возможно, стало резкое изменение давления и похолодание – не самая лучшая погода для ловли “серебряной”, да и карповых в целом. Все мои старания закончились поимкой лишь пары плотвиц. При этом поклевки были очень осторожными и только на слабую игру в виде медленного подъема с покачиванием. Часть рыболовов в такие моменты начинают оправдывать себя и кивать на погоду – желание поймать рыбу у них пропадает; часть все же пытается найти активную рыбу; ну, а остальные пробуют менять мормышки, экспериментировать. 

Я обычно иду по пути второй группы, но тот раз был исключением. Привязав КГ к рабочей удочке с мягким кивком, я без особой надежды начал ловить. Каково же было мое удивление от случившейся на первой же проводке уверенной поклевки!
Подумав, что это случайность, я вновь опустил мормышку на дно. Еще две проводки – и опять уверенная поклевка! Четыре незаметных движения руками, 
35-92-3.jpg
и вторая сорожка отправилась в ящик. Дальше я просто наслаждался ловлей “доброй” плотвы в отличие от друзей, которые готовы были драться между собой за право “арендовать” мою запасную мормышку КГ. Весь оставшийся день я так и проловил на нескольких первых утренних лунках. Возможно, кто-то скажет, что это был “выход”. Но в течение дня я несколько раз пробовал перейти на традиционный гвоздешарик, и результат был плачевным – несколько окуней и одна плотвичка. Вот именно после таких рыбалок перестаешь верить, что для успешной рыбалки главное – умение ловить. Как показывает практика, выбор снасти играет далеко не последнюю роль. 

Обычно я просто ловлю и наслаждаюсь любимым занятием, не особо задумываясь о происходящем, но такой интересный опыт заставил меня провести небольшой анализ случившегося. Почему же в тот день рыба довольно активно клевала на КГ и почти полностью игнорировала ГШ? Я стал сравнивать мормышки между собой в поиске ответа. 

Сравнение
 

35-92-4.jpg
Первое, что бросается в глаза, – одинаковые формы тела мормышек. Диаметр столбика 2–2,5 мм, длина около 8–9. Стало быть, принцип работы у них одинаковый – это покачивание  в толще воды с одновременным скольжением бусинки по крючку. 

Цвет. Обе мормышки были покрыты лаком черного цвета. Мормышка КГ была как новая без потертостей и сколов. ГШ тоже был незадолго до рыбалки приведен в порядок. Свои гвоздешарики я уже неоднократно подкрашивал лаком для ногтей для придания им первоначального вида. Так что этот фактор тоже не берем в расчет. 

Стало быть, отличие у этих мормышек лишь одно, но зато в самом важном элементе – в бусинке. У ГШ она была желтая, у КГ – зеленая с перламутровым переливом. Второй вариант более естественный и, видимо, менее настораживал рыбу. Блестящий же шарик на медленной проводке может не только не заинтересовать рыбу, но и отпугнуть. Я слышал рассказы, как люди попадали на такую сорогу, которая уверенно брала только на полностью неподвижный ГШ, висящий в толще воды. Не буду отрицать этого факта, на рыбалке всякое бывает, но все же считаю, что это единичный случай. 
Далее. Повсеместно считается, что латунный шарик стучит во время игры и тем самым привлекает рыбу и провоцирует на поклевку. Взяв по очереди в руки обе этих мормышки, я хорошенько их потряс. Стук у ГШ и вправду есть, и он гораздо сильнее и громче, чем у КГ. Это второе серьезное отличие, которое может изменить ход рыбалки. То есть, когда рыба активна, яростно бросается на предложенную мормышку, то имеет смысл ловить на ГШ, который будет хорошо слышен, и будет привлекать рыбу издалека. А если случилось так, что рыба проявляет себя крайне вяло, и поклевки еле-еле просматриваются по кончику кивка, то излишний
35-92-5.jpg
“звон” может просто-напросто отпугнуть осторожную плотву! В этом случае лидером будет “более тихий” КГ. 
  
Причина в таких различиях проста и кроется в материале, из которого изготовлены бусинки. У ГШ это ча
ще всего латунь, а у КГ это нечто органическое. При одинаковых внешних размерах столбика и бусины вес у КГ меньше. Именно этот момент, я считаю, и стал решающим в тот день. Представьте себе мелководье. Рыба хоть и голодна, но заторможена. В целях экономии сил клевала только на среднекрупные мормышки (мелкие ГШ я тоже пробовал – безрезультатно) с медленной и плавной игрой. Именно за счет меньшего веса КГ был гораздо предпочтительней. Ведь при слабой игре ГШ просто висит на леске, игра его напоминает игру “чертика” – обычное покачивание вверх-вниз без игры самого шарика. А вот КГ, наоборот, включается в работу от небольшой игры кивком. Бусинка и при медленной проводке играет очень привлекательно, и создается иллюзия единого целого с телом мормышки. Потом я стал вспоминать, что первые рыбалки, на которых я пробовал разловить КГ, были в местах с глубиной порядка четырех метров. Видимо, на этой глубине ГШ все же предпочтительнее. А вот КГ на больших глубинах уже проигрывает – опускать на дно его приходится дольше, да и игра теряется… 

Эксперименты 

35-92-6.jpg
После сделанных выводов всю оставшуюся часть зимних рыбалок я более осмысленно подходил к выбору мормышки для конкретных условий. Особенно хорошо новинка показала себя по последнему льду, когда началось снеготаяние, и с берегов потекла вода. Порой сорога ловилась просто вплотную к кромке льда на глубине не более полуметра! Клев был очень интенсивным, и в итоге фаворитом опять оказался КГ. После этого я был полностью уверен, что для этой мормышки действует правило: чем меньше глубина, тем лучше. 

Были приобретены и другие мормышк
и КГ, но с другим цветом шарика – синим и “болотным”. Так вот, несколько последующих рыбалок показали, что “болотный” цвет заметно уступает обычному КГ, а синий я толком не успел разловить, так как почти сразу какая-то большая рыбина решила присвоить его себе насовсем. На этот зимний сезон я точно решил, что уделю разным цветам должное внимание, и, возможно, смогу разглядеть какую-то закономерность в выборе цвета для конкретного водоема. Напоследок хочу сказать пару слов о таком важном моменте, как привыкание рыбы. Когда в мире рыбалки появляется новый “хит”, и огромное количество людей ловят на одну и ту же приманку (ГШ в нашем случае), то рыба рано или поздно начинает привыкать. Одно дело, скажем, мотыль – он был, есть и будет в рационе у представителей подводного мира. 
И другое дело – мормышка, лишь отдаленно напоминающая сходство с привычным кормом. Сколько рыбы срывается с крючка, сколько мелочи отпускается обратно в родную стихию, все это вместе приводит к тому, что на активно посещаемых водоемах приоритеты у водных обитателей могут сильно меняться. И чтобы всегда быть с хорошим уловом, не стоит “упираться” в один вид безмотылок, а надо пробовать что-то новое или давно забытое. Надеюсь, благодаря этой статье кто-то сможет более осмысленно выбирать новые мормышки, а кто-то даст шанс забытым старым.   
Источник →

Комментарии

Популярные сообщения